clavier russe

Texte 15.    ПЕРВЫЙ  БАЛ

 

  Vocabulaire.        Traduction.           Questions sur le texte.          Plan du commentaire.         Exercices de grammaire.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы и ни разу не успела подумать о  том, что предстоит ей.

В сыром холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый
раз живо представила себе то, что ожидает её там, на бале, в ярко освещённых залах, - музыка, цветы, танцы, Государь, вся  блестящая молодёжь Петербурга. То, что её ожидало, было так прекрасно, что она не верила, что
 это будет : впечатление холода, тесноты и темноты кареты были слишком несообразны с картинами бала.

Она поняла всё то, что её ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному ковру подъезда, она вошла  в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди
матери между цветами по освещённой лестнице.

Только тогда она вспомнила, как ей надо было держать себя на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для
девушки на бале. К её счастью, она почувствовала,  что глаза её разбегались:  она
ничего не видела ясно, пульс её забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у её сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала её смешной, и шла, замирая  от волнения, стараясь  всеми силами скрыть его. И это-то была та самая манера, кoторая более всего шла к ней.

                                                                                                                 Лев Николаевич Толстой.  Война и мир.

 СЛОВА К ТЕКСТУ

                                                               Verbes                                                                         

Dans le texte  

Infinitifs  

Traduction

Exemples

(Не) имела   иметь //   Avoir, posséder   Она имела талант к музыке.
(Не) успела   успеть  /P/  
успевать
/успеть
Avoir assez de temps pour   Она всё успела сделать.  
Предстоит  (3ème pers.+ le Dat.) предстоять /I/ S’attendre à qch Вам предстоит серьёзный  
разговор.                                                          
Представила   представить/P/  
представлять/представить
Simaginer   Она представила себе новый дом,  
где она будет жить.  
Ожидает   ожидать /I/

Attendre, s’attendre à qch

Она ожидает свои результаты 
экзаменов.  
Верила верить /I
верить /поверить
Croire; être persuadé Она верила в дружбу.  
Поняла   понять /P/  
понимать/понять
я пойму 
ты поймёшь  
они поймут...
 
 
Le passé : понял, поняла, поняли  
Comprendre   Она поняла эту ситуацию.  
Пройдя Le gérondif de пройти Passer, traverser Пройдя по коридору, 
она вошла в квартиру .  
Вошла войти /P/  
входить / войти  
я войду  
ты войдёшь  
они войдут..
Le passé :  вошёл, вошла, вошли  
Entrer Учитель вошёл в класс.  
Сняла   снять /P/  
снимать / снять  
я сниму  
ты снимешь  
они снимут...  
Ici :  enlever Она сняла пальто.  
Пошла   пойти /P/  
я пойду 
ты пойдёшь
они пойдут  
Le passé : пошёл, пошла, пошли  
Aller ; по = entamer le mvt Она встала со стула и
пошла в другую комнату.   
Вспомнила вспомнить /P/  
вспоминать / вспомнить  
Se souvenir   Она вспомнила его  адрес.  
Держать             себя              держать себя /I/  
я держу  
ты держишь  
они держат...  
Se comporter   Она умеет держать себя : не кричит, 
не нервничает, говорит спокойно
Постаралась постараться /P/  
стараться / постараться  
Sappliquer   Она постаралась всё приготовить 
к празднику.  
Принять принять /P/  
принимать / принять
я приму  
ты примешь  
они примут  
Le passé :  принял, приняла, приняли  
Ici : prendre  

Она приняла вид, что
ничего не слышит.

Считала считать /I/  
считать / посчитать
considérer   Она считала его интересным 
человеком.       
Почувствовала   почувствовать /P/  
чувствовать/почувствовать  
я почувствую  
ты почувствуешь  
они почувствуют  
sentir   Когда пришло его письмо
она  почувствовала большое счастье.  
Разбегались разбегаться /I/
разбегаться / разбежаться  
aller dans tous les sens ;
se disperser  
У неё разбежались глаза.
=
Elle fut éblouïe.
Забил забить
бить / забить
он забьёт  
battre
за = se mettre à faire qch
Пульс забил нормально.  
Стала   cтать /P/   Ici : commencer   Она стала писать письмо.                                   
Стучать cтучать /I/  
я стучу  
ты стучишь...  
они стучат  
cogner   Cердце сильно стучало.
Замирая   Le gérondif de замирать Se figer, rester immobile Она слушала его, замирая 
от счастья.  
Стараясь Le gérondif de  стараться Sappliquer                                                                                 
Скрыть Скрыть /P/
Скрывать / cкрыть
Я скрою
ты скроешь
они скроют
cacher Она скрыла его письмо.

                  

NOMS

ADJECTIFS

свобода liberté сырой humide  
раз fois неполный pas plein
воздух air колыхающийся   cahotant
в тесноте à l'étroit освещённый éclairé
темнота obscurité блестящий   brillant
карета calèche несообразны   non conformes
цветы fleurs величественный   majestueux
танцы danses необходимый   nécessaire
Государь Sa Majesté смешной   ridicule
молодёжь jeunesse Та /fém/   cette
впечатление impression cамый   même
ковёр tapis который   qui, que, dont
подъезд entrée  
сени (pl.) vestibule
шуба   pelisse
лестница escalier ADVERBES
счастье bonheur живо vivement
пульс pouls ярко intense
кровь (f.) sang так   si 
сердце coeur прекрасно splendide
волнение impression слишком trop
сила   force тогда alors
война   guerre ясно clair
мир paix более всего le plus

                                                                                                                                 TRADUCTION                                                    


                            Voici la traduction faite par les élèves de terminales dans le souci de transmettre au mieux l'esprit de Léon Tolstoï qui
             admire son héroïne.

     
                  
                     Depuis le matin de ce jour Natacha n'avait pas eu une minute de libre pour pouvoir penser un seul instant 
          à ce qui l'attendait.
                      Sortie dans l'air humide et froid, ensuite assise dans l'exiguïté et la pénombre de la calèche cahotante,
          elle pouvait enfin laisser libre cours à son imagination. Alors pour la première fois elle s'imagina avec vigueur
          ce qui l'attendait là-bas au bal, dans les salles inondées de lumière : la musique, les fleurs, les danses. Sa Majesté
          l'Empereur et toute la brillante jeunesse de Pétersbourg. Et ce qui l'attendait était si magnifique qu'elle n'arrivait 
          pas à y croire, cette impression de froid, d'exiguïté et d'obscurité s'accordait si mal avec les images du bal.
                      Elle ne le réalisa vraiment qu'
après avoir passé le tapis rouge de l'entrée, au moment où elle pénétra dans
          le vestibule, enleva sa pelisse et marcha à côté de Sonia, précédant sa mère, entre les fleurs du grand escalier 
          illuminé.
                      C'est à ce moment qu'elle se rappela comment elle devait se comporter au bal. Elle s'efforça de prendre 
          ce maintien solennel qu'elle considérait indispensable pour une jeune fille. Mais par bonheur elle sentit que ses yeux
          couraient de droite et de gauche, elle ne voyait plus rien maintenant, son pouls monta à cent pulsations par minute,
          son coeur se mit à palpiter. Elle ne put donc prendre le maintien solennel qui l'eût rendue ridicule et elle s'avança
          défaillante d'émotion essayant de dissimuler à grand-peine son trouble. Et c'est justement cette manière qui lui allait 
          le mieux.



              ПОДГОТОВКА К КОММЕНТАРИЮ

Внимание :   Чтобы ответить на вопросы и приготовить комментарий текста,
                   проконсультируйте сайты о Льве Николаевиче Толстом и его
                   романе «Война и мир».
 

     Биография Толстого     Фильм С. Бондарчука        Фильм К. Видора          Ясная Поляна        Портрет Толстого      Другой портрет

      1.       Кто автор этого текста ?
2.      Что вы знаете о нём ?
3.      Откуда взят этот отрывок ?
4.      Как зовут главного персонажа текста ?
5.      На сколько частей можно разделить этот отрывок ?
6.      Чем героиня занималась весь день ?
7.      Когда она поехала на бал ?
8.      Где был организован бал ?
9.      Как вы понимаете выражение «
 блестящая молодёжь Петербурга » ?
10.  Почему в карете была теснота ?
11. 
O чём думала героиня в карете ?
12.  Почему героиня не верила, что она будет на бале ?
13.  Кто шёл рядом с героиней по лестнице ?
14.  Где была мать героини ?
15.  О чём вспомнила Наташа, поднимаясь по лестнице ?
16.  Героиня находилась в этом тексте в трёх местах. В каких местах ?
17.  Найдите в тексте контраст в описании  и мест  и действий героини.
18.  Для чего Толстой использует  литературный приём контраста ?
19.  Как писатель показывает метаморфозу Наташи ?
20.  Почему Толтой описывает каждое движение своей героини ?
21.  Как Толстой описывает физическое состояние героини ?
22.  Какое отношение писателя к своей героине :
oбъективное или субъeктивное ?
23.  Можем ли мы сказать, что Толстой – писатель-реалист ?
24.  Нравится ли вам героиня «
 Первого бала » ?                                                               

Хорошо ли вы знаете текст ?

                                                                  ПРАВДА ИЛИ НЕПРАВДА

Автор этого текста – великий русский писатель двадцатого века Александр Сергеевич Пушкин.

да

нет

Главную героиню текста зовут Соня.

нет

да

С утра до самого вечера героиня занималась подготовкой к балу.

да

нет

Она поехала на бал с Соней и матерью.

нет

да

Блестящая молодёжь Петербурга – это люди в золотых костюмах.

да

нет

В карете было много места.

нет

да

В карете Наташа думала об экзамене.

да

нет

Героиня не верила, что она будет танцевать в ярко освещённых залах дворца.

нет

да

Наташа поднималась по лестнице за Соней и матерью.

да

нет

Наташа не волновалась и её пульс был абсолютно нормальным.

нет

да

У неё была величественная манера .

да

нет

Наташа часто ездила на балы.

нет

да

                                                                  ВОТ ОТВЕТ,   А  КАКОЙ ВОПРОС                                                

Отрывок взят из романа «Война и мир ». 

 

Готовиться к балу было очень интересно.

 

Всю дорогу Наташа думала о бале.

 

В карете было темно, а во дворце залы были ярко освещены.

 

Наташа представила себе интересных молодых людей, которые собрались на бале.

 

Она вошла в сени, сняла шубу, пошла по лестнице.

 

                           Работа над комментарием                                         

Совет :    В введении расскажите, что вы знаете о биографии Льва Толстого и о его романе
                "Война и мир". В вашем комментарии дайте подробное описание главной героини.

Главная часть

              1. Писатель показал Наташу в разных местах. В каких ?
             
2. Толстой использует литературный приём контраста . Где и почему ?
              3. Прокомментируйте : «
 ... не имела ни минуты свободы... ни разу не успелa подумать... »
              4. Чем была занята Наташа, когда она ехала на бал ?
              5.
Как Толстой описывает физическое состояние героини, когда она пошла по лестнице ?
              6. Какую общую черту характера молодой девушки показывает Толстой в каждой сцене ?
              7. Почему Наташа не могла принять « величественную манеру » ?
              8.
Наташа поднимается по лестнице. В чём заключается символ этой сцены ?
              9. Почему бал – очень важное событие в жизни Наташи ?
             10.
Какое отношение писателя к своей героине : объективное  или субъктивное ?

Заключение.                                                                                                          

            Этап за этапом Толстой ведёт Наташу и читателя к  её перемене : живая, непосредственная девочка постепенно превращается в молодую девушку. Она чистая и естественная  во всех сценах, она живёт каждое мгновение, отдаваясь ему  
целиком. Толстой нежно-шутливо улыбается своей Наташе,  в которую он
влюблён, и в которую, вслед за ним, влюблён весь мир.

Темы для разговора :  я  люблю / не люблю  читать ;
                                   мой любимый литературный герой ;
                                   русские писатели, поэты ;
                                   почему я учу русский язык...

                                                                                      НЕМНОГО ГРАММАТИКИ

                                                          

                                        Les prépositions du texte.

 

l’Accusatif

le Génitif

 le Datif  

l’Instrumental  

le Locatif  

в   (à)  




 
c       (depuis)  
для   (pour)  
у        (près de)  
от      (de)  
впереди   (devant)  
к      (pour)  
по   
(ici : sur)  


 
c            (avec)  
между   
(entre)  
рядом с
(à coté de)


 
в   (dans, à)  
на 
(dans, à)  
о   
(à propos de)  


 

 

 Exercice interactif

 

Exercice 1.    Quelles sont les prépositions  qui précèdent les expressions ci-dessous ?

_________утра                                           _________волнения          _________тесноте кареты

_________картинами бала                         _________матери             _________цветами

_________её счастью                                _________ бале                 _________лестнице 

_________красному ковру                          _________Соней               _________её сердца

_________минуту                                        _________девушки           ____ярко освещённых залах

_________cыром холодном воздухе           _________сени  

  Сf :  voir le texte.                                                                                                                                                 

Exercice 2.     Trouvez les prépositions qui manquent.

1. _______ девушки первый вальс имел большое значение.

2. _______ярко освещённых залах играла музыка.

3. _______бале было много красивых офицеров.

4. _______счастью Наташи оркестр заиграл вальс.

5. _______волнения она ничего не могла сказать.

6. Государь медленно шёл _______ красному ковру.

7. Молодые офицеры поднимались _______ лестнице и разговаривали _______ войне _______ Наполеоном.

8. Он говорил быстро : сто слов _______ минуту !

9. Наташа сидела _______ тёмной карете _______ Соней и матерью.

10.Наташа представила себе, как прекрасно она будет танцевать _______ этом бале.