|
Texte Vrai-Faux Description de l'illustration Analyse du texte Vocabulaire Exercice pour la lecture
Exercices de grammaire Vocabulaire du commentaire Dictée
XОднажды
слепой мальчик Петрик сидел
на холмике над рекой и играл на
своей дудке. Солнце садилось.
Было тихо. Мальчик перестал
играть. Ему было хорошо.Вдруг
он услышал лёгкие шаги.
- Мальчик! – услышал он голос
девочки.- Не знаешь ли ты, кто это
тут сейчас играл?
Слепой не любил, когда
нарушали его одиночество, и он
ответил не очень любезно:
- Это я...
Петрик промолчал.
- Что же вы не уходите?, - спросил
он затем, слыша, что девочка
продолжает стоять на месте.. – Я не
люблю, когда ко мне приходят...
XДевочка засмеялась.
- Вот ещё... Смотрите-ка. Разве
вся земля твоя и ты можешь
кому-нибудь запретить ходить
по земле?
- Мама сказала всем, чтобы
сюда ко мне не ходили.
- Мама? – переспросила девочка.
– А моя мама позволила мне ходить
над рекой.
- Уйдите, уйдите, уйдите !
- заговорил мальчик.
В это время мальчика позвали
к чаю.Он быстро сбежал с холмика.
- Ах, какой гадкий мальчик!
– услышал он вслед.
XНа следующий день, сидя на том
же месте, Петрик вспомнил о девочке.
Ему захотелось, чтобы опять
пришла эта девочка, с таким приятным,
спокойным голосом, какого он
никогда ещё не слышал. Знакомые
ему дети громко кричали,
смеялись, дрались и плакали, и
ни один из них не говорил так приятно.
Ему стало жаль, что он обидел
незнакомку, которая, наверно,
никогда уже не вернётся.
Действительно, девочки не
было три дня. Но на четвёртый день Петрик
услышал её шаги внизу, на берегу
реки. Она шла тихо.
- Послушайте, - сказал он. – Это
опять вы?
Девочка остановилась.
- Разве вы не видите, что это
я?
X
Эти слова больно
отозвались в сердце слепого. Он
ничего не ответил.
Девочка спросила:
- Кто тебя научил так хорошо
играть на дудке?
- Иохим научил, - ответил Петрик.
- Очень хорошо. Только...
отчего ты такой сердитый?
- Я... я... не сержусь на вас, - сказал
мальчик тихо.
- Ну, так и я не сержусь... Давай
играть вместе...
- Я не умею играть с вами.
- Не умеешь играть?.. Почему?
- Так.
- Нет, почему же? – настаивала девочка.
- Так, - ответил он чуть слышно.
Ему было неловко: он ещё ни с
кем не говорил о своей слепоте.
- Какой ты странный...- задумчиво
сказала девочка.
Тут мальчик заплакал.
- Послушай, о чём ты плачешь?- тихо
спросила девочка.
- Я не странный, - ответил Петрик
грустно. – Нет, я не странный... Я... я
слепой!
По роману В.Г. Короленко
«Слепой музыкант» 1886 г.
План
работы
2.
Описание иллюстрации к тексту.
3.
Анализ текста (Введение.
Главная часть в вопросах. Заключение).
Для
работы над текстом прилагаются :
слова к тексту;
упражнение для чтения;
грамматические упражнения;
слова
к комментарию.
Правда |
Неправда |
|
1. Маленький
слепой музыкант всегда сидел
над рекой 2.
Он играл на дудке, когда
к нему подошла девочка. 3.
Девочка делает комлименты
маленькому музыканту. 4.
Он был доволен, потому что девочка
стоит около него. 5. Петрик любил играть
с детьми. 6. Мама музыканта хочет,
чтобы все дети играли с ним. 7.
Петрик называл девочку
на «вы». 8. Мальчик часто говорил
о своей слепоте. 9. Маленький слепой
рассердился на девочку. 10. У девочки
был приятный голос. 11. Девочка говорит о своей маме. 12. Девочка громко
засмеялась: Почему
ты плачешь? 13. Девочка любит
играть в детские игры. 14. Петрик забыл о девочке. |
|
|
2.
Опишите
иллюстрацию к тексту с
помощью вопросов.
1. Когда
происходит действие?
2.
Где происходит действие?
3.
Кто находится на первом плане?
4.
Сколько , по-вашему,
им лет?
5.
Что они делают?
6.
Какое у них выражение лица?
О чём они думают ?
7.
Почему они молчат?
8.
К какой части текста относится
иллюстрация?
9.
Какие последние слова сказал
мальчик?
10. О чём могла думать девочка,
когда она узнала, что мальчик
слепой от рождения?
Этот текст взят из романа Владимира
Галактионовича Короленко «Слепой
музыкант». В.Г.Короленко (1853-1921) – классический
русский писатель-гуманист. У него
была огромная вера в доброту
человека.
Короленко хорошо описывает
психологию слепого от рождения
музыканта.
В романе писатель развивает темы
искусства, любви, страдания.
В этом эпизоде встречаются
маленький слепой музыкант и девочка.
Рассмотрим разницу характеров двух
детей.
4. Проанализируйте
речь Петрика. Почему его реплики
короткие?
5. В первой
встрече с девочкой Петрик
ведёт себя агрессивно. Почему?
6. Какими
Петрик видит детей?
7. Что
маленькому музыканту понравилось
в девочке?
8.
Какую
роль играют звуки, музыка в жизни
слепого мальчика?
9. Что
выражают слёзы мальчика?
10.
Почему Петрик открыл девочке
своё сердце?
2. Докажите,
что это любознательный ребёнок. (Сколько
вопросов задаёт девочка?)
3. Как девочка
реагирует на агрессивность Петрика?
4. О чём
говорит факт, что она не сердится
на Петрика?
5. Что она
предлагает Петрику, и какая у
неё реакция на ответ мальчика?
6. Какое
значение имеет игра в жизни
детей?
З а к л ю ч е н и е.
Писатель Короленко
с большим искусством создал
портреты одинокого слепого
ребёнка и девочки с чутким сердцем.
Эмоциональный финал текста
заставляет читателя
задуматься над проблемой жизни
детей, у которых есть большой физический
недостаток. Одиночество усложняет
их нелёгкую жизнь. Текст учит нас
гуманному отношению к ним. Встреча
слепого музыканта с девочкой –
это начало их дружбы. Как важно
иметь в жизни друга, товарища...
V
e
r
b
e
s
перестать | cesser |
Он перестал ходить по комнате
и сел на стул. |
услышать |
entendre |
Вдруг он услышал
телефонный
звонок . |
нарушать | déranger |
Почему ты нарушил порядок в
шкафу : все книги лежат не
на своих местах! |
промолчать |
ne rien dire, se taire | Он промолчал весь вечер, не
сказал ни слова. |
слыша (слышать) |
gérondif :
en entendant |
|
продолжать |
continuer |
«Пиши!», но он продолжал
разговаривать. |
засмеяться |
se mettre à rire | Он засмеялся от удовольствия,
увидев меня. |
запретить |
défendre |
Было холодно и нам запретили
ходить в бассейн. |
переспросить |
reposer la question | спросить ещё раз |
позволить |
permettre | Стало тепло и нам позволили
ходить в бассейн. |
вспомнить |
se
souvenir |
Он вспомнил своё детство и
начал рассказывать о нём. |
драться |
se
bagarrer |
Дети часто дрались, а потом
мирились и играли вместе. |
обидеть |
vexer |
Он грубо говорил со мной и меня обидел. |
вернуться |
revenir, retourner |
Он уехал жить в Австралию и во Францию больше не вернулся. |
отозваться |
retentir,
répondre |
«Вы где?» - никто не отозвался. |
сердиться |
se fâcher |
Мама сердилась: "Вы ничего
не делаете!» |
Noms |
Adjectifs |
||
холмик дудка голос шаги одиночество земля место сердце слепота |
petite colline pipeau voix pas (pl.) solitude terre endroit coeur cécité |
слепой лёгкий гадкий следующий такой приятный спокойный сердитый странный |
aveugle léger = плохой si agréable calme cf : сердиться bizarre |
однажды |
un jour |
солнце
садилось |
le soleil se couchait |
вдруг |
tout à coup |
не
знаешь ли |
particule interrogative : est-ce que |
ответил
не очень любезно |
pas très aimablement |
спросил
он затем |
ensuite |
вот
ещё |
dis donc |
смотрите-ка |
particule de particule de renforcement du verbe |
разве |
est-ce que |
и
ты можешь кому-нибудь |
à quiconque |
дети
громко кричали
/ тихо |
fort / doucement |
ему
стало жаль |
il regrettait |
действительно |
en effet |
услышал
её шаги внизу |
en bas |
больно
отозвались в сердце |
douloureusement |
отчего
ты такой сердитый |
= почему |
Так,
- ответил он чуть слышно |
à peine audible |
ему
было неловко |
il était mal à l’aise |
задумчиво
сказала девочка |
(Le professeur utilisera des
schémas d’intonation adaptés aux phrases à entraîner)
?
!
Intonation
interrogative
: Intonation
exclamative
avec le mot interrogatif
Кто это тут сейчас играл?
: Как хорошо!
Кто тебя научил так хорошо играть
на дудке?
: Очень
хорошо!
Что
же вы не уходите?
:
Вот
ещё!
Разве вся земля твоя?
: Ах,
какой гадкий мальчик!
Разве вы не видите, что это я?
: Уйдите!
Уйдите! Уйдите!
А отчего ты такой сердитый?
:
Мальчик!
Почему?
:
Послушайте!
О
чём ты плачешь?
:
Я - слепой!
sans le mot interrogatif
Мама?
:
Это
опять вы?
:
n 1.
Faites entrer l’expression слепой музыкант
dans
les phrases ci-dessous aux cas voulus:
- Мы читали
рассказ о ______________________________.
- Иохим
научил ______________________________ играть на дудке.
- У
______________________________ не было друзей.
-
Дудка ______________________________ лежала на
берегу.
- Девочка
подошла к ______________________________.
- ______________________________
было лет 8-9.
- Мама не
хотела, чтобы дети играли со
______________________________.
- Девочка думала о ______________________________.
n 2. Liez les prépositions de gauche avec leurs contraires de droite et composez les phrases selon
le modèle :
Они
пришли в парк / из
парка.
в |
из с от |
он, она |
приходить/прийти |
в на из с к от |
река дети спокойное место маленькая девочка |
n 3.
Mettez les phrases ci-dessous en discours indirect :
- Иохим
говорит: « Петрик хорошо играет на дудке».
- Мальчик
ответил: «Я не умею играть с вами».
- Петрик
сказал чуть слышно: «Я
слепой».
- Они
спросили: «Кто здесь так хорошо играл на
гитаре?»
-
Девочка спросила: «Почему ты сердишься
на меня?»
- Девочка
сказала: «Ах, какой нехороший мальчик!»
- Мама
сказала: «Дети, не приходите сюда!»
- Девочка
тихо сказала мальчику: «Не плачь».
Vocabulaire. - Aide au commentaire
Choisissez
les adjectifs qui qualifient les héros du texte ; prouvez votre choix
par le texte.
агрессивный, -ая...
agressif…
активный, - ая... actif…
вежливый, -ая... poli…
(хорошо)
воспитанный, -ая...
bien éduqué…
внимательный, -ая...
attentif…
добрый, -ая...
bon…,
généreux…
живой, -ая...
vif…
замкнутый, -ая...
renfermé…
милый, -ая...
gentil…
неловкий, -ая... maladroit…
общительный, -ая
(коммуникативный, -ая...)
sociable
одинокий, -ая...
solitaire
приветливый, -ая
avenant…
робкий, - ая
timide
спокойный, -ая
calme
чувствительный, -ая..
sensible
чуткий, -ая
délicat
физический недостаток
un handicap physique
слепой от рождения
aveugle de naissance
тонкий слух
une ouïe fine
слух хорошо развит
… … développé
слух заменяет зрение
… remplace la vue
быть в движении, постоянно
двигаться /
сидеть на одном и том же месте
смеяться над
se moquer de
звать на помощь
appeler au secours
защищать ребёнка от насмешек
défendre l’enfant des moqueries