clavier russe



                                                    Texte 8 :
"СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ"             (Séquence: M. D.)

   Texte          Vrai-Faux          Description de l'illustration        Analyse du texte           Vocabulaire      Exercice pour la lecture     

                                                    Exercices de grammaire          Vocabulaire du commentaire          Dictée

     

 

         XОднажды слепой мальчик Петрик сидел на холмике над рекой и играл на своей дудке. Солнце садилось. Было тихо. Мальчик перестал играть. Ему было хорошо.Вдруг он услышал лёгкие шаги.
              - Мальчик! – услышал он голос девочки.- Не знаешь ли ты, кто это тут сейчас играл?
              Слепой не любил, когда нарушали его одиночество, и он ответил не очень любезно:
              - Это я...
              - Как хорошо ты играешь, - сказала девочка.
             
Петрик промолчал.
              - Что же вы не уходите?, - спросил он затем, слыша, что девочка продолжает стоять на месте.. – Я не люблю, когда ко мне приходят...
             
XДевочка засмеялась.
              - Вот ещё... Смотрите-ка. Разве вся  земля твоя и ты можешь кому-нибудь запретить ходить по земле?
             
- Мама сказала всем, чтобы сюда ко мне не ходили.
              - Мама? – переспросила девочка. – А моя мама позволила мне ходить над рекой.
              - Уйдите, уйдите, уйдите ! - заговорил мальчик.
              В это время мальчика позвали к чаю.Он быстро сбежал с холмика.
              - Ах, какой гадкий мальчик! – услышал он вслед.
             
XНа следующий день, сидя на том же месте, Петрик вспомнил о девочке. Ему захотелось, чтобы опять пришла эта девочка, с таким приятным, спокойным голосом, какого он никогда ещё не слышал. Знакомые ему дети громко кричали, смеялись, дрались и плакали, и ни один из них не говорил так приятно. Ему стало жаль, что он обидел незнакомку, которая, наверно, никогда уже не вернётся.
               Действительно, девочки не было три дня. Но на четвёртый день Петрик услышал её шаги внизу, на берегу реки. Она шла тихо.
               - Послушайте, - сказал он. – Это опять вы?
               Девочка остановилась.
               - Разве вы не видите, что это я?
              
X Эти слова  больно отозвались в сердце слепого. Он ничего не ответил.
               Девочка спросила
:
              
- Кто тебя научил так хорошо играть на дудке?
               - Иохим научил, - ответил Петрик.
               - Очень хорошо. Только... отчего ты такой сердитый?
               - Я... я... не сержусь на вас, - сказал мальчик тихо.
               - Ну, так и я не сержусь... Давай играть вместе...
               - Я не умею играть с вами.
               - Не умеешь играть?.. Почему?
               - Так.
               - Нет, почему же? – настаивала девочка.
               - Так, - ответил он чуть слышно. Ему было неловко: он ещё ни с кем не говорил о своей слепоте.
               - Какой ты странный...- задумчиво сказала девочка.
               Тут мальчик заплакал.
               - Послушай, о чём ты плачешь?- тихо спросила девочка.

              
- Я не странный, - ответил Петрик грустно. – Нет, я не странный... Я... я слепой!

                                                                                                                                          По роману В.Г. Короленко
                                                                                                                                            «Слепой музыкант» 1886 г.           

План работы    (Auteur : M.D.)

  1. Правда или неправда.
2. Описание иллюстрации к тексту.
3. Анализ текста  (Введение. Главная часть в вопросах. Заключение).

Для работы над текстом прилагаются :    слова к тексту;
                                                                      упражнение для чтения;
                                                                      грамматические упражнения;  
                                                                      
слова к комментарию.

  1.   Правда или неправда.                      

 

Правда 

Неправда

1.  Маленький слепой музыкант всегда сидел над рекой на одном и том же месте.

 2.  Он играл на дудке, когда к нему подошла девочка.

 3.  Девочка делает комлименты маленькому музыканту.

 4.  Он был доволен, потому что девочка стоит около него.

 5.   Петрик любил играть с детьми.

 6.   Мама музыканта хочет, чтобы все дети играли с ним.

 7.   Петрик называл девочку на «вы». 

 8.   Мальчик часто говорил о своей слепоте.

 9.   Маленький слепой рассердился на девочку.

10.  У девочки был приятный голос.

11.  Девочка говорит о своей маме.

12.  Девочка громко засмеялась:  Почему ты плачешь?

13.  Девочка любит играть в детские игры.

14.  Петрик забыл о девочке.

 

 

2.       Опишите иллюстрацию к тексту  с помощью вопросов.                

1.  Когда происходит действие?                      

              2.  Где происходит действие?                          

              3.  Кто находится на первом плане?                

              4.  Сколько , по-вашему,  им лет?                    

              5.  Что они делают?                                         

              6.  Какое у них выражение лица? О чём они думают ?  

             7.  Почему они молчат?

             8.  К какой части текста относится иллюстрация?

             9.  Какие последние слова сказал мальчик?

           10. О чём могла думать девочка, когда она узнала, что мальчик слепой от рождения?           

  3.       Анализ текста.

       
В в е д е н и е.

        Этот текст взят из романа Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант». В.Г.Короленко (1853-1921) – классический русский писатель-гуманист. У него была огромная вера в доброту человека.

        Короленко хорошо описывает психологию слепого от рождения музыканта. В романе писатель развивает темы  
искусства, любви, страдания.

           В этом эпизоде встречаются маленький слепой музыкант и девочка. Рассмотрим разницу характеров  двух  детей.

          Г л а в н а я  ч а с т ь.                                                                                                                          

         Мальчик.

  1. В каком мире живёт слепой мальчик? Почему он сидел один «на том же месте»?
      
  2. Петрик говорит девочке «вы». Что это означает? Как дети обращаются  друг к другу и говорят друг с другом? 
  3. Объясните, почему Петрик не умел играть (с девочкой) ?

   4.    Проанализируйте речь Петрика. Почему его реплики короткие?

    5.    В первой встрече с девочкой Петрик ведёт себя агрессивно. Почему?

    6.    Какими Петрик видит детей?

   7.    Что маленькому музыканту понравилось в девочке?

   8.    Какую роль играют звуки, музыка в жизни слепого мальчика?

    9.    Что выражают слёзы мальчика?

   10.    Почему Петрик открыл девочке своё сердце?                                                                            

       Девочка.

      1.    Можем ли мы сказать, что у девочки общительный характер?

      2.    Докажите, что это любознательный ребёнок. (Сколько вопросов задаёт девочка?)

      3.    Как девочка реагирует на агрессивность Петрика?

      4.    О чём говорит факт, что она не сердится на Петрика?

      5.    Что она предлагает Петрику, и какая у неё реакция на ответ мальчика?

      6.    Какое значение имеет игра в жизни детей?

      7.    Почему девочка стала задумчивойЭ                                                         

          З а к л ю ч е н и е.

          Писатель Короленко с большим искусством создал портреты одинокого слепого ребёнка и девочки с чутким сердцем. Эмоциональный финал текста заставляет  читателя задуматься над проблемой жизни детей, у которых есть большой физический недостаток. Одиночество усложняет их нелёгкую жизнь. Текст учит нас  гуманному отношению к ним. Встреча слепого музыканта с девочкой – это начало их дружбы. Как важно иметь в жизни друга, товарища...

        (Возможное развитие темы "Дружба").

   Vocabulaire du texte

V e r b e s

перестать cesser   Он перестал ходить по комнате и сел на стул.
услышать   entendre   Вдруг он  услышал  телефонный звонок .  
нарушать  déranger   Почему ты нарушил порядок в шкафу : все книги  лежат не на своих местах!  
промолчать   ne rien dire, se taire Он промолчал весь вечер, не сказал ни слова.  
слыша  (слышать)   gérondif : en entendant  
продолжать   continuer   «Пиши!», но он продолжал разговаривать.  
засмеяться   se mettre à rire Он засмеялся от удовольствия,  увидев меня.  
запретить   défendre   Было холодно и нам запретили ходить в бассейн.  
переспросить   reposer la question спросить ещё раз.  
позволить   permettre Стало тепло и нам позволили ходить в бассейн.  
вспомнить   se souvenir   Он вспомнил своё детство и начал рассказывать о нём.  
драться   se bagarrer   Дети часто дрались, а потом мирились и играли вместе.  
обидеть   vexer   Он грубо говорил со мной и меня обидел.

вернуться  

revenir, retourner
 
Он уехал жить в Австралию и во Францию больше не вернулся.  
отозваться   retentir, répondre   «Вы где?» - никто не отозвался.
сердиться  
se fâcher   Мама сердилась: "Вы ничего не делаете!»  

 

   Noms    

Adjectifs  
холмик  
дудка  
голос  
шаги  
одиночество  
земля  
 место  
сердце  
слепота  
petite colline
pipeau
voix
pas (pl.)
solitude
terre
endroit
coeur
cécité
слепой  
лёгкий
гадкий
следующий  
такой приятный  
спокойный  
сердитый  
странный  
aveugle
léger
= плохой  
suivant
si agréable
calme
cf : сердиться  
bizarre

                                                                                                                             

                                       Autres mots et expressions

однажды

un jour

солнце садилось

le soleil se couchait

вдруг

tout à coup

не знаешь ли

particule interrogative : est-ce que

ответил не очень любезно

pas très aimablement

спросил он затем

ensuite

вот ещё

dis donc

смотрите-ка

particule de   particule de renforcement du verbe

разве

est-ce que

и ты можешь кому-нибудь

à quiconque

дети громко кричали   /  тихо

fort / doucement

ему стало жаль

il regrettait

действительно

en effet

услышал её шаги  внизу

en bas

больно отозвались в сердце

douloureusement

отчего ты такой сердитый

= почему

Так, - ответил он чуть слышно

à peine audible

ему было неловко

il était mal à l’aise

задумчиво сказала девочка

pensivement

                                                   Exercice de lecture

(Le  professeur utilisera des schémas d’intonation adaptés aux phrases à entraîner)

                         ?                                                                               !

               Intonation interrogative                                        :            Intonation exclamative

             avec le mot interrogatif          

   Кто это тут сейчас играл?                                               :              Как хорошо!

   Кто тебя научил так хорошо играть на дудке?             :               Очень хорошо!                                                                                                                

   Что же вы не уходите?                                                    :              Вот ещё!                  

   Разве вся земля твоя?                                                      :               Ах, какой гадкий мальчик! 

   Разве вы не видите, что это я?                                       :               Уйдите! Уйдите! Уйдите!

   А отчего ты такой сердитый?                                        :               Мальчик!

   Почему?                                                                           :                Послушайте!

   О чём ты плачешь?                                                          :                Я   -    слепой!      

                 sans le mot interrogatif                                         

   Мама?                                                                               :

   Это опять вы?                                                                  :

   Не умеешь играть?                                                          :  

                                                                                                                       

                                                  Exercices de grammaire

n 1.     Faites entrer l’expression  слепой музыкант  dans les phrases ci-dessous aux cas voulus:

       -   Мы читали рассказ о ______________________________.

       -   Иохим научил ______________________________ играть на дудке.

       -   У ______________________________ не было друзей.

       -   Дудка ______________________________ лежала на берегу.

       -   Девочка подошла к ______________________________.

       -   ______________________________ было лет 8-9.

       -   Мама не хотела, чтобы дети играли со ______________________________.

       -   Девочка думала о ______________________________.

                                                                                                                              

n 2.     Liez les prépositions de gauche avec leurs contraires de droite et composez les phrases selon

          le modèle :    Они пришли  в парк / из парка.  

                                                 

в
на
к

из
с
от
он, она  
они  
приходить/прийти  
уходить/уйти  
в
на
из
с
к
от
река  
слепой мальчик невысокий холм
дети  
спокойное место  
маленькая девочка  

   

          n 3.     Mettez les phrases ci-dessous en discours indirect :

-         Иохим говорит: « Петрик хорошо играет на дудке».

-         Мальчик ответил: «Я не умею играть с вами».

-         Петрик сказал чуть слышно: «Я  слепой».

-         Они спросили: «Кто здесь так хорошо играл на гитаре?»

-     Девочка спросила: «Почему ты сердишься на меня?»

-         Девочка сказала: «Ах, какой нехороший мальчик!»

-         Мама сказала: «Дети, не приходите сюда!»

-         Девочка тихо сказала мальчику: «Не плачь».  

Vocabulaire. -  Aide au commentaire

  Choisissez les adjectifs qui qualifient les héros du texte ; prouvez votre choix par le texte.

   Exemple :  Девочка – живая, она сразу ответила на агрессивность Петрика.

        агрессивный, -ая...                                                                   agressif

        активный, - ая...                                                                       actif

        вежливый, -ая...                                                                       poli

        (хорошо)  воспитанный, -ая...                                                bien éduqué…

       внимательный, -ая...                                                                 attentif

       добрый, -ая...                                                                              bon…, généreux…

       живой, -ая...                                                                                vif…

       замкнутый, -ая...                                                                        renfermé…

       милый, -ая...                                                                              gentil

       неловкий, -ая...                                                                          maladroit

       общительный, -ая   (коммуникативный, -ая...)                      sociable

       одинокий, -ая...                                                                          solitaire

       приветливый, -ая                                                                       avenant

       робкий, - ая                                                                                 timide

       спокойный, -ая                                                                          calme

       чувствительный, -ая..                                                              sensible

       чуткий, -ая                                                                                  délicat

       Autres expressions

       физический недостаток                                                           un handicap physique

       слепой от рождения                                                                 aveugle de naissance

       тонкий слух                                                                                 une ouïe fine

       слух хорошо развит                                                                  … … développé

       слух заменяет зрение                                                                  remplace la vue

       быть в движении,  постоянно двигаться  /  сидеть на одном и том же месте

       смеяться над                                                                               se moquer de

       звать на помощь                                                                        appeler au secours

       защищать ребёнка от насмешек                                            défendre l’enfant des moqueries